Поскольку социальный статус отражает уровень. Социальный статус

Формальные и неформальные группы

В зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса социальные группы подразделяются на формальные (официальные) и неформальные.

Формальные группы представляют собой такие объединения людей, которые строятся на основе официальных документов: уставов, служебных инструкций, предписаний и т. д. Члены формальной группы нацелены на выполнение какого-либо вида деятельности и находятся в иерархической соподчиненности (например, производственный коллектив, спортивная команда, воинское подразделение и др.). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии, она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции. Формальная группа рациональна, т. е. в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели. Она принципиально безлична, т. е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено никаких отношений, кроме служебных, проходящих по определенной программе.

Неформальные группы возникают и функционируют спонтанно, на основе общности Интересов, целей и ценностей, личных симпатий. Отношения внутри такой группы во многом определяются индивидуальными особенностями ее членов. Стихийно складывающаяся неформальная группа (например, дворовой коллектив детей, дружеская компания и др.) не имеет особых документов, регламентирующих ее функционирование. Как правило, поведение членов такой группы регламентируется особыми неписаными правилами. Скрепление неформальной группы осуществляется главным образом за счет авторитета ее лидера. Формальная группа может иметь двух лидеров, как формального, так и неформального. Неформальная группа имеет только неформального лидера, который выделяется в силу личностных особенностей, способности организовывать и направлять ее деятельность, оказывать влияние на ее членов.

Деление групп на формальные и неформальные в определенной степени, условно. В любой формальной группе возникают неформальные отношения между ее членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. В одних случаях формальные и неформальные отношения усиливают и поддерживают друг друга, а в других случаях -- наоборот, противоречат друг другу и подрывают общее единство.

Социальная роль и социальный статус человека

Каждый человек, живущий в обществе, включен в различные социальные группы (семья, школьный класс, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, от него ждут определенных поступков. Один и тот же человек должен вести себя по- разному в разных ситуациях. В одном случае он ведет себя как отец, в другом -- как друг, в третьем -- как работник, в четвертом -- как покупатель и т, д., т. е. выступает в разных ролях. Личность, находясь в обществе, представляет собой отражение всей совокупности отношений данного общества. Поэтому человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. К основным социальным ролям относят роли гражданина, члена семьи, труженика, собственника, потребителя и др.

Существует много различных определений понятия «социальная роль». По определению известного отечественного социолога И. С. Кона, «социальная роль -- это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе». Социальные роли обычно рассматриваются в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Наши роли определяются прежде всего тем, что ожидают от нас другие. Если кто-то не играет определенной роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в конфликт с обществом. Например, родители должны заботиться о своих детях, милиционер должен пресекать нарушения общественного порядка. Если они этого не делают, то вызывают наше возмущение. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкция -- социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции до своему характеру могут быть моральными, юридическими, политическими и др. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному, типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.

Социальный статус -- это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с полом, возрастом, профессией, происхождением, родственными связями, семейным положением, уровнем доходов, образования и т. д. Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, раса. В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. Достигаемый, или приобретенный статус зависит от профессии, образования, места работы. Этот статус приобретается в результате выбора человека, его личных усилий и находится под его контролем. Таковы статусы студента, профессора, менеджера, члена политической партии и т.п.

Необходимо различать социальный и личный статусы. Если социальный статус связан с положением человека, которое он занимает в обществе как представитель большой социальной группы, то личным статусом называют положение человека в малой социальной группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером, душой компании или знатоком -- значит занимать определенное место в структуре межличностных отношений, обладать определенным личным статусом.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно существует главный статус. Это -- наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он сам себя отождествляет. Чаще всего это статус, связанный с основным местом работы (инженер, профессор, адвокат и др.). В современном обществе человек имеет возможность изменить свой статус, получая образование, проявляя деловую и научную активность.

Поскольку социальный статус отражает уровень оценки положения человека в обществе, то данное понятие тесно связано с понятиями «престиж» и «авторитет». Престиж - это особая категория, используемая для обозначения социальной значимости позиций, занимаемых различными группами или отдельными людьми в обществе. Престижными в обществе могут быть профессии, жилые кварталы и улицы, отдельные дома, курорты, марки автомобилей, магазины, учебные заведения, одежда от известных модельеров, другие предметы потребления. Признаки, характеризующие престижность, не всегда адекватно отражают положение человека в тех или иных группах общества. Например, может сложиться такая ситуация, когда человек обладает престижной профессией, но она не позволяет ему обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, или, наоборот, непрестижные профессии и род занятий позволяют человеку получать высокие доходы или какие-либо выгоды, обеспечивая ему тем самым доступ к престижным предметам потребления. Понятие «авторитет» имеет другое содержание. Оно означает признание группой или обществом в целом личных и деловых качеств членов группы или общества. Авторитет обычно отражает степень влияния отдельной личности в группе или обществе. Это личностная характеристика, которая всегда имеет отношение к вполне определенному конкретному человеку и далеко не всегда связана с престижем. Так, в политике или общественной деятельности может стать авторитетным и академик, и инженер, и рабочий.

Понятие социального статуса очень близко, к понятию социальной роли. Разница между ними заключается в основном в том, в каком контексте они употребляются. Если понятие «социальная роль» применяется главным образом к тому, как ведет себя человек, т. е. к его поведению, то понятие «социальный статус» соотносится главным образом с социальной системой. Социальная роль является более дробной единицей анализа,- поскольку поведение в рамках того или иного взаимодействия зависит не только от контекста данного взаимодействия, но и от статуса, которым обладает человек в данном обществе.

Критерии социальных статусов

Социальный статус определяется многочисленными показателями, которые задаются типом социокультурной системы. В современных обществах особенно важны такие критерии, как престиж профессии, уровень доходов, продолжительность и качество образования, объем властных полномочий и размер собственности.

Для определения социального статуса индивида используются следующие направления:

  • Социально-экономическое направление изучения статуса отображается в жизненных стилях людей.
  • Социометрический аспект социального статуса предполагает ранжирование социальных групп и слоев общества на основе ряда критериев, к которым обычно относят род занятий и источник доходов, происхождения, образование, тип жилья.
  • Ролевой аспект статуса проявляется в том, что статус обобщает много социальных ролей. Под ролью понимается устойчивый шаблон поведения, включая действия, мысли и чувства человека.
  • Дистанционный аспект статуса. Социальный статус человека выражается в виде социальной дистанции между участниками общения.
  • Нормативный (оценочный) аспект статуса раскрывается в понятиях привилегий, престижа и уважения. Престиж является базовым символом социального статуса.

Престиж – это, с одной стороны, субъективная оценка и переживания своего статуса индивидом, а с другой стороны, – социальная величина, структурирует общество.

Уровни функционирования статуса в обществе

Выделяется три уровня функционирования статуса в обществе. Первый уровень подсознательно-стереотипного функционирования социального статуса.

Этот уровень включает в себя, прежде всего, те стандарты, которые формируются стихийно и которые люди не фиксируют в сознании. Сюда же включаются общественные требования, которые люди выполняют в привычном для себя режиме. В рамках этого уровня функционируют те подсознательные стереотипы, которые формируются в малых социальных группах в процессе совместной деятельности. Главное свойство этого уровня функционирования заключается в том, что люди, которые взаимодействуют, реализуют свой статус по сути автоматически; в процессе социализации эти стандарты передаются индивиду в виде образцов, то есть готовых форм поведения.

Второй уровень функционирования социального статуса связан с вербальными формами, которые обозначаются в общественных структурах в виде определенного множества регламентаций. Чтобы подчинить индивидуальную волю социальной воли, необходимые сформулированы общественные требования и их общественное санкционирование. Косвенные социальные связи также требуют вербализации норм, выполняющих функцию социальной ориентации, ведь на их основе индивид выстраивает программы своего поведения как субъект социального статуса. Именно по этим причинам происходит актуализация нормативного поведения и процесса регуляции.

Третий уровень функционирования статуса связан с институциональными факторами. Речь идет о характере социальных отношений, регулируемых социальным статусом. Институционные статусы регулируют лишь формальные отношения, потому проблемными в этом контексте возникают два измерения. Первое измерение это ценности, которые отождествляются с социальными, экономическими и политическими институтами в обществе.

В этом измерении актуализируются те общественные структуры, которые функционируют на основе легитимной системы статусов и имеют высокий уровень доверия в обществе, отражается на его стабильности. Второе измерение это уровень доверия-недоверия, который существует среди индивидов как субъектов социального статуса. Этот уровень представляет эффективность существующих общественных структур, их стабильность.

Замечание 1

Уровни межстатусного недоверия отражают проблемы и конфликты как между социальными группами или организациями, так и внутри них. В целом уровень институционального и межличностного доверия в общественной иерархии часто отражает уровень конформистской или индивидуалистического поведения, поощряется обществом.

Влияние авторитета, престижа и позиции на социальный статус

Авторитет, как и престиж, определяется как влияние личности на других людей, обусловленный социальным положением, должностью, возможностью принимать решения, то есть соотносится с представлением об определенной власть.

Кроме этого, престиж или авторитет может означать мере признания другими людьми каких-либо преимуществ личности, не обязательно связанных с ее должностью или властью. В этом случае носитель авторитета является субъектом ценностного, а не функционального отношения. Человек испытывает влияние авторитета, поскольку он является для него выразителем значимых ценностных качеств. Отсюда, социальный статус – это еще и морально-этическая проблема общения людей в форме социальных отношений.

Определение 1

«Позиция» – это социально-психологическое понятие структурно-личностного образования, которое, с одной стороны, отражает отношение личности в системе социально-психологического общения, а с другой является отражением межличностных отношений во внутренней структуре личности. Это определенная направленность активности личности, основанная на ее избирательном, осознанном отношении к людям непосредственного круга общения, общества, самого себя.

Закрепляясь в практике общественного поведения, позиция личности превращается в черты характера коммуникативные (наиболее общие и первичные, как отношение к другим) и рефлексивные (как отражение отношения к самому себе). Именно последние завершают структуру характера, обеспечивая его целостность. На этом уровне позиция личности тесно связана с более глубинными пластами психики установками, ценностными ориентациями, психическим настроем личности, оценками и самооценками.

Свойством позиции личности как выборочной активности в системе взаимоотношений является присущее человеку стремление завоевывать для себя право на определенную линию поведения, является движущей силой ее социального и психического развития. Так или иначе, позиция человека детерминируется системой ее взглядов на социальное бытие, в свою роль и статус в нем.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

ЛЕКЦИЯ 20. Социальные группы, социальная стратификация,

социальная мобильность; социальный статус;

Социальная роль.

Социальная сфера общества включает в себя отношения между различными социальными

общностями и группами.

Социальная структура общества это внутреннее устройство общества, совокупность социальных

Ключевой элемент социальной структуры общества – социальная группа.

Социальная группа - совокупность индивидов (от двух-до миллионов), имеющая общий

Социальный признак (пол, возраст, национальность, профессия, увлечение,

стиль одежды, место жительства…).

Виды социальных групп:

1. По численности:

Малые (от 2 до 30 человек, которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой (семья, класс, друзья).

Большие (многочисленная совокупность людей; горожане, студенты, россияне..)

2. По способу организации:

Формальные – объединения людей, которые строятся на основе официальных документов

(школьный класс, спортивная команда).

Неформальные -возникают на основе общности интересов, ценностей, личных симпатий

(фанаты спортивных команд, поклонники артистов).

3. По факту существования:

Реальные (группы, критерием выделения которых служат осознаваемые людьми, признак

признаки- пол, национальность, профессия…)

Номинальные (искусственно сконструированные, существующие для статистического учета

пасажиры самолета..)

Различные социальные группы занимают разное положение в обществе.

Социальная дифференциация (лат. «differentia» - различие) – это разделение общества на различные

Социальные группы, которые занимают определенное положение.

(например, профессиональная дифференциация: учителя, врачи;

половая дифференциация: мужчины, женщины….).

Изучение социальной структуры общества под углом зрения социального неравенства велось с самого начала развития социологии. Здесь можно упомянуть имя Карла Маркса с его теорией о непримиримых классах эксплуататоров и эксплуатируемых.



G Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) после эмиграции из России в 1922 г. стал основателем американской школы социологии и автором теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Социальная стратификация – то же самое, что социальное расслоение; это иерархическое

расположение социальных слоев в обществе.

Понятие «стратификация» («stratum» - слой ) пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение слоев различных пород по вертикали. Каждый пласт состоит из однородных элементов.

Также и страта социальный слой людей, имеющих сходные признаки по доходам ,

власти , образованию и престижу . Это критерии стратификации.

Исторически известны четыре основных типа социальной стратификации:

рабство, касты, сословия и классы (К.Маркс в качестве критерия деления общества на классы предлагал обладание собственностью и уровень доходов; согласно классовому подходу в каждом определенном историческом периоде выделяются свои основные классы: «рабы и рабовладельцы»; «феодалы и зависимые крестьяне»; «буржуазия и пролетариат»).

Сегодня существует много вариантов стратификационного деления общества.

В стратификационной структуре современного российского общества выделяют четыре основных слоя.

1) ВЕРХНИЙ (6% занятого населения) – элитные группы, занимающие ключевые позиции в системе

управления, экономических, силовых структурах. Это самый

образованный слой (политики, банкиры, предприниматели,

видные деятели науки и культуры…)

Уровень доходов этого слоя в 17 и более раз превышает доходы

нижнего слоя.

2) СРЕДНИЙ (16% занятого населения)- мелкие и средние предприниматели, менеджеры небольших

предприятий, фермеры, наиболее квалифицированные рабочие

Почти 60% заняты в негосударственном секторе. Уровень

образования значительно выше чем в среднем по стране.

3) БАЗОВЫЙ (66 %) - лица, занятые преимущественно в государственном секторе

экономики (рабочие, значительная часть интеллигенции,

военнослужащие, основная часть крестьянства).

Только 25% имеют высшее образование.

Уровень жизни и прежде невысокий снижается.

4) НИЖНИЙ (10%) - лица, обладающие наименьшим профессиональным и

трудовым потенциалом (уборщики, лифтеры, вахтеры,

подсобные рабочие…)

Две третьих этого слоя женщины. Характерен чрезвычайно

низкий уровень жизни.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБ-ВА

- социальная поляризация (большой разрыв между бедными и богатыми).

-падение социального статуса интеллектуального труда

-усложнение социальной структуры общества

-маргинализация общества

-размывание интеллигенции (уход из сферы умственного труда или «утечка мозгов»)

Между стратами существует социальное неравенство, которое преодолеть невозможно. Главный способ ослабления социальной напряженности – возможность перемещения из одной страты в другую.

Социальный статус -положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, профессией, происхождением и.т.д.

Виды статусов:

Статусы приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:

-предписанные (даны человеку от рождения-пол, возраст, раса, национальность, происхождение)

-приобретенные (достигнутые; человек их приобретает в процессе жизнедеятельности -

профессия, семейное положение, должность..)

-смешанные (обладают признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по

желанию человека: инвалид, беженец, безработный)

Статусы, определяемые влиянием на жизнь индивида:

-основной (определяет главное в жизни человека, наиболее характерный для человека, с которым его

отождествляют другие люди или он сам; чаще всего этот статус связан с основным

местом работы-инженер, профессор, адвокат).

-неосновной (влияет на детали поведение).

В примитивном обществе было мало статусов: вождь, мужчина, женщина, муж, жена, охотник…

В современном же обществе только профессиональных статусов около 40 000, семейно-брачно-

родственных около 200 (сноха, кузина …)

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором.

Поскольку социальный статус отражает уровень оценки положения человека в обществе, то данное понятие тесно связано с понятиями «престиж» и «авторитет».

Престиж оценка обществом значимости тех или иных позиций человека.

От человека, занимающего определенное социальное положение, окружающие ждут соответствующего поведения. К примеру, статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру поведения, достаточно строгий стиль в одежде. Совершенно иного поведения ждут, к примеру, от поп-звезды. Таким образом, оценивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с неким типичным представлением о том, как следует поступать, держаться, одеваться человеку данного социального положения.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус.

Ролевой набор - совокупность ролей, выполняемых человеком.

Ролевой конфликт – ситуация, когда индивиды сталкиваются с противоречивыми требованиями двух или более ролей (например, профессиональный рост требует значительных личных усилий по овладению специальностью, затрат времени. Для женщины это становится особенно сложным в связи с тем, что ей приходится выполнять роль матери, жены, которые, в свою очередь, предполагают широкий круг обязанностей.

Социальный статус - это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с полом, возрастом, профессией, происхождением, родственными связями, семейным положением, уровнем доходов, образования и т. д. Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, раса. В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. Достигаемый, или приобретенный статус зависит от профессии, образования, места работы. Этот статус приобретается в результате выбора человека, его личных усилий и находится под его контролем. Таковы статусы студента, профессора, менеджера, члена политической партии и т.п.

Необходимо различать социальный и личный статусы. Если социальный статус связан с положением человека, которое он занимает в обществе как представитель большой социальной группы, то личным статусом называют положение человека в малой социальной группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером, душой компании или знатоком - значит занимать определенное место в структуре межличностных отношений, обладать определенным личным статусом.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно существует главный статус. Это - наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он сам себя отождествляет. Чаще всего это статус, связанный с основным местом работы (инженер, профессор, адвокат и др.). В современном обществе человек имеет возможность изменить свой статус, получая образование, проявляя деловую и научную активность.

Поскольку социальный статус отражает уровень оценки положения человека в обществе, то данное понятие тесно связано с понятиями «престиж» и «авторитет». Престиж - это особая категория, используемая для обозначения социальной значимости позиций, занимаемых различными группами или отдельными людьми в обществе. Престижными в обществе могут быть профессии, жилые кварталы и улицы, отдельные дома, курорты, марки автомобилей, магазины, учебные заведения, одежда от известных модельеров, другие предметы потребления. Признаки, характеризующие престижность, не всегда адекватно отражают положение человека в тех или иных группах общества. Например, может сложиться такая ситуация, когда человек обладает престижной профессией, но она не позволяет ему обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, или, наоборот, непрестижные профессии и род занятий позволяют человеку получать высокие доходы или какие-либо выгоды, обеспечивая ему тем самым доступ к престижным предметам потребления. Понятие «авторитет» имеет другое содержание. Оно означает признание группой или обществом в целом личных и деловых качеств членов группы или общества. Авторитет обычно отражает степень влияния отдельной личности в группе или обществе. Это личностная характеристика, которая всегда имеет отношение к вполне определенному конкретному человеку и далеко не всегда связана с престижем. Так, в политике или общественной деятельности может стать авторитетным и академик, и инженер, и рабочий.

Понятие социального статуса очень близко, к понятию социальной роли. Разница между ними заключается в основном в том, в каком контексте они употребляются. Если понятие «социальная роль» применяется главным образом к тому, как ведет себя человек, т. е. к его поведению, то понятие «социальный статус» соотносится главным образом с социальной системой. Социальная роль является более дробной единицей анализа,- поскольку поведение в рамках того или иного взаимодействия зависит не только от контекста данного взаимодействия, но и от статуса, которым обладает человек в данном обществе.

5. Этнические общности

Одним из значимых видов общностей в современном мире являются этнические общности. Слово «этнос» (греческое) обозначает племя, народ, род. Этносы представляют собой один из древнейших типов социальных общностей людей, В основе группировки людей по этническому принципу лежат:

единство языка, норм поведения, самосознания, обычаев;

одинаковость пищевых предпочтений, форм жилья, стиля одежды;

общность происхождения и культуры;

территория расселения.

Этносу, как общности, присущи специфические социальные институты - эндогамная семья (образуется при вступлении в брак представителей одного этноса), институт старейшин, культовая организация. Этносы выступают как объединения людей, их союз, солидарность.

Этническая культура включает в себя следующие социальные институты: обычай, ритуал, религию, мораль, право. Культура создает специальные механизмы для накопления и трансляции из поколения в поколение созданной этнокультурной информации. В качестве таких механизмов выступают язык, книгопечатание, библиотеки, музеи, телевидение, образование и другие каналы передачи информации. Их средствами передается наиболее значимая для этноса информация - идеалы, ценности, символы, нормы поведения и др.

Таким образом, этнос можно определить как такую общность, которая отличается специфическими культурными чертами, складывающимися на протяжении многих веков и транслирующимися через поколения.

В рамках индустриального общества выделяют два типа этнических процессов, вызванных межэтническими контактами, - те, которые происходят без изменения этнического самосознания (этнообъединительные); и те, которые вызывают его изменения (этноразделительные). К числу наиболее распространенных в настоящее время объединительных процессов относятся этническая консолидация, этническая ассимиляция и межэтническая интеграция.

Этническая консолидация - это процесс внутреннего сплочения достаточно значительного по количеству этноса, при котором происходит сглаживание различий между имеющимися в нем локальными группами или объединение ранее территориально разрозненных частей. Консолидироваться могут и несколько близких по культуре и языку соседних этносов, объединяющихся в один, нередко превращаясь при этом в части этого нового этноса - субэтносы.

Этническая ассимиляция - процесс, при котором ранее самостоятельный этнос (или его часть) растворяется в среде более крупного этноса. Для ассимилируемого народа этот процесс протекает с изменением этнического самосознания, утратой языка и традиций. Этническая ассимиляция наиболее характерна для современных развитых стран.

Этноразделительиые процессы проходят по двум типам. Это может быть разделение ранее единого этноса на несколько частей, каждая из которых осознает себя как некая новая общность. Такой процесс получил название этнической дивергенции. Но даже при сохранении этноса от него может отколоться какая-то часть, потенциально способная перерасти в самостоятельный этнос. Этот процесс сегодня более распространен и называется этнической сепарацией.

Наиболее распространенными в мире и всеохватывающими являются этнические группы, которые называют еще разными типами этносов. Они характеризуются такими особенностями, как общность генофонда, длительная история совместного существования, самопричисление субъекта к данной этнической группе. Таким образом, мы имеем дело как с биологическими, так и с социальными факторами, поэтому этнические группы называют еще социоэтническими или этносоциальными.

Первой этнической группой, пришедшей на смену первобытной орде, был род - кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой своих интересов. Объединение нескольких родов составляло племя - тип этнической общности и социальной организации людей доклассового общества.

Образование союзов племен сопровождавшееся усилением межплеменных связей, военные столкновения, миграция населения, возникновение классов и государств приводили к постепенному смешению племен, к замене прежних кровнородственных связей территориальными и к появлению новой этнической общности - народности. Народность - это сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способов производства территориальная, языковая, экономическая и культурная общность людей.

С началом Нового времени в Европе, с выдвижением на первый план товарно-денежных отношений, формированием рынка, переходом к капитализму народности превращались в нации. В отличие от народности, нация - более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают глубинные экономические факторы. Нации возникли как из родственных друг другу племен и народностей, так и из людей неродственных племен и народностей. Исторические особенности образования и развития нации, своеобразие ее экономического строя, культуры, быта, традиций, географической среды накладывают отпечаток на духовный облик нации, формируют специфические черты национального характера и национального самосознания. Каждая исторически сложившаяся нация поднимается до осознания своих общенациональных интересов, особенностей своей культуры, традиций, перспектив развития. Она обладает своим особым складом мышления и формой проявления чувств, своим чувством национального достоинства. Все это делает нацию уникальным историческим образованием.

Нацию обычно определяли как исторически устойчивую общность людей, характеризующуюся общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада. В настоящее время многие" ученые делают вывод, что данное определение уже не вполне соответствует современным реалиям. В основу выработки нового определения нации эти ученые считают необходимым ввести такой признак, как духовную культуру. Она является ключевым признаком нации, ядром, определяющим ее суть. Что касается общности психического склада, то она является производной от общности духовной культуры. Еще одним важнейшим компонентом -национальной общности людей является их самосознание, которое тоже относится к сфере духовной культуры. Национальное самосознание - это стержень национальной духовной культуры. Именно в самосознании нация определяет свои общие коренные интересы, цели и идеалы, свое лицо в многонациональном мире, свое отношение к другим нациям и государствам.

Нация есть не только объективная, но и субъективная данность, представители которой говорят в отношении себя: «это - мы», а в отношении других: «это - они». В большинстве стран мира человек сам определяет свою национальность, т. е. принадлежность к той или иной нации. Весь ход исторического развития этнических групп свидетельствует о нарастании роли социокультурных факторов в их функционировании. Современную нацию вряд ли можно вообще отнести к этническим группам.

6. Межнациональные отношения

Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя объективно существующими и друг другу противоречащими тенденциями: тенденцией к объединению наций - межнациональной интеграции, - и тенденцией к самостоятельному функционированию каждой из наций - национальной дифференциации. Объективные причины межнациональной интеграции кроются в развитии экономических связей и отношений, развертывании процессов глобализации. В ходе этих процессов нации преодолевают свою замкнутость, вступают во все более тесное взаимодействие между собой. В настоящее время зримые формы процессы интеграции приобрели в Европе, где уже 25 государств являются членами Европейского Союза. В то же время дает о себе знать и вторая тенденция.

Эти две тенденции действуют постоянно, но небесконфликтно. Противоречие между ними является основным противоречием в сфере межнациональных отношений. Из основного противоречия вытекают и другие, например, противоречие интересов отдельных наций с интересами общества в целом. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, И национальной самобытностью государств и народов. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Возникают противоречия между представителями различных национальностей в трудовых и иных многонациональных коллективах. Причины обострения национальных интересов могут носить политический, экономический, демографический характер.

Там, где есть национальные конфликты, всегда пышно цветет идеология национализма и шовинизма. Национализм - это психология и идеология национального превосходства, в основе которых лежит гипертрофия национального чувства. Национализм часто смыкается с идеями избранности данного народа, предопределенности его судьбы Высшими силами. При этом для обоснования идеи национального превосходства особым образом интерпретируются факты действительной истории данного народа и специфические свойства его культуры. Национализм больших наций в наиболее крайней форме проявляется в виде шовинизма (по имени французского гренадера Шовена, восторженного поклонника завоевательной политики Наполеона, сатирического персонажа популярного в XIX в. во- девиля братьев Коньяр «Трехцветная кокарда»). Шовинизм выражается в политическом, экономическом, духовном подавлении других народов, пренебрежении к их правам и национальным ценностям. Непростыми оказываются пути разрешения межнациональных проблем, но их никак нельзя разрешить исключительно силовыми, военными методами. Ничто не может заменить политического пути решения конфликтов, сколь сложным и долгим в каждом конкретном случае ни был бы такой путь.

При взаимодействии людей в многонациональном обществе легче всего в конфликтной ситуации взвалить вину за все беды на национальное меньшинство, а тому, в свою очередь, - на коренную нацию. По-видимому, гармонизация отношений между людьми в многонациональном обществе требует соблюдения таких условий, как наличие правового государства, отказ национальных меньшинств от сепаратизма, предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, признание культурной автономии территориально рассеянных национальных меньшинств. Основные принципы современной национальной политики таковы.

Гармоничное сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

Это означает, во-первых, недопущение правовых норм и законов, закрепляющих национальное неравноправие; во- вторых, уважение культурных традиций и интересов всех национальных групп; в-третьих, осуждение насилия в решении национальных вопросов; в-четвертых, восстановление прав репрессированных народов.

Неприятие любых форм национального шовинизма, особая чуткость и осмотрительность во всем, что касается межэтнического общения, затрагивает национальные чувства людей.

Многонациональное общество является, как правило, и многоконфессиональным (латинское слово «конфессия» означает вероисповедание). Мирно ужиться и взаимодействовать в таком обществе люди могут, лишь руководствуясь принципами веротерпимости, свободы совести. Еще. в XVII в. английский философ Д. Локк в знаменитых письмах о веротерпимости выдвинул требования того, что государство должно признать свободу религии, предоставлять людям право религиозного самоопределения, не должно лишать своих подданных гражданских и политических прав в зависимости от их принадлежности к определенной конфессии. В XVIII в. французский писатель и философ Вольтер провозглашал, что свобода совести есть право, которое человек получил от природы, и никто не может принуждать его в вопросах веры, каждому надо разрешить молиться на свой лад, каждый вправе исповедовать ту или иную веру в согласии лишь со своей совестью. Принцип свободы совести признается всеми современными демократическими государствами, в том числе и Россией. Важно в действительности реализовать свободу совести в отношениях между людьми. С малых лет необходимо воспитывать чувства взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, между последователями разных религий.

Социальный статус - то место в общественной систе­ме, которую занимает конкретный человек.

Существует два основных значения термина «статус»:

1. Социальный статус может рассматриваться как сво­
его рода кирпичик, то есть важный элемент любой соци­
альной системы, поскольку последняя обязательно явля­
ется совокупностью статусов, находящихся в определен­
ных соотношениях друг с другом. Такое понимание ста­
туса было предложено Р. Линтоном.

2. Понятие «статуса» может связываться с представ­
лениями об авторитете, чести и престиже. В этом случае
оно может лежать в основе стратификации общества, от­
личной от стратификации, основанной на понятии клас­
са. Такое использование данного понятия было предло­
жено М. Вебером. К нему в наибольшей степени тяготеют
предписанные статусы вроде социального происхождения,
конфессиональной или этнической принадлежности и т.д.

Обычно у человека несколько статусов, однако суще­ствует только один, который действительно определяет положение человека в обществе; как правило, это про­фессия человека, а точнее, занимаемая им должность (на­пример, учитель, профессор). Такой статус называется интегральным.

Различают следующие виды статусов.

Приобретенный статус - это статус, который чело­век имеет благодаря собственным усилиям, приложенным для его достижения. Так, никто не может родиться тем же профессором - для этого нужно приобрести опреде­ленные знания, защитить диссертацию, снискать автори­тет в профессиональной среде, обладать определенными навыками социального взаимодействия и т.д.

Предписанный статус - это статус, который человек приобретает по факту рождения. Ярким примером пред­писанного статуса является звание дворянина, которое,

Социальный статус


Социальный статус

как правило, переходит по наследству. Кроме того, пред­писанным статусом является национальная принадлеж­ность, происхождение, место рождения и т. д.

Границу между предписанными и приобретенными ста­тусами точно установить невозможно. С одной стороны, статус, обычно являющийся предписанным, человек мо­жет приобрести за заслуги (как это было с дарением зва­ния дворянина в России). С другой стороны, статус, кото­рый обычно является приобретенным, может в определен­ном смысле передаваться по наследству (как, например, в советские времена, когда «сын прокурора» вполне мог быть равнозначен по своим возможностям прокурору).

Как правило, приобретенный статус может не только приобретаться, но и утрачиваться, тогда как предписан­ный статус человек утрачивает гораздо реже (например, при значительных трансформациях государственного строя).

Общество само устанавливает механизмы распределе­ния статусов. Разграничение предписанных и приобретен­ных статусов указывает не столько на типы статусов, сколь­ко на способы их распределения, один из которых может преобладать. При этом то, в каких сферах преобладают приобретенные или предписанные статусы и в каком соот­ношении они находятся, является важным показателем, характеризующим структуру общества, его тип.

Естественный статус - это статус, который опирает­ся на относительно постоянный, как правило, биологи­ческий признак человека (например, статус «мужчины»). Ему противопоставляются профессионально-правовые статусы, то есть собственно социальные статусы, кото­рые существуют только в виде соглашения, как конвен­ции, и не имеют какого-то «измеримого» биологического и, шире, природного основания.

Если человек обладает статусами, которые трудно со­гласовать между собой, говорят о противоречивости ста­туса. Дж. Лински предложил выделять четыре главных измерения статуса:


б) образование;

в) профессиональный престиж и

г) этническая принадлежность.
Противоречивость статуса имеет место тогда, когда

измерения статуса не соответствуют друг другу. Это при­водит к чувству неудовлетворенности, которое человек стремится преодолеть двумя способами: либо стремясь привести измерения статуса в соответствие, либо стре­мясь оказать воздействие на саму систему статусов. Про­тиворечивости статуса противостоит статусная кристал­лизация.

Как соотношение предписанных и приобретенных ста­тусов личности может быть рассмотрена социальная структура. В рабовладельческих, феодальных, кастовых обществах преобладают предписанные статусы и роли, высоко ценятся родственные связи. В демократических обществах приобретенные статусы явно преобладают над предписанными, а родственные связи ценятся сравни­тельно невысоко.

Социальное действие


СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

£ Социальное действие

Первым понятие социального действия ввел Макс Ве-бер. Он дал следующее его определение: «Социальным является такое действие, которое в соответствии со сво­им субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие и ориенти­руется в их направлении». Сам Вебер приводит в каче­стве примера столкновение велосипедистов. Нечаянное столкновение велосипедистов еще не является социальным действием: социальным оно становится в том случае, если велосипедисты хотя бы пытаются избежать столкновения.

Вебер включал в понятие социального действия лишь непосредственное общение людей. Очевидно, что такая точка зрения является существенным, но неоправданным ограничением. Естественно, сохранить данное разграни­чение нужно, однако не путем исключения опосредован­ного взаимодействия между индивидами.

Итак, по мнению Вебера, социальное действие харак­теризуется двумя основными признаками:

1) оно имеет субъективный смысл, то есть связано с
субъективным, личностным, индивидуальным осмысле­
нием возможных вариантов поведения;

2) совершая действие, субъект сознательно ориентиру­
ется на ответную реакцию окружающих, то есть имеет
место ожидание этой реакции.

Т. Парсонс выделял у социального действия следую­щие признаки:

1) нормативность (зависит от общепринятых ценнос­
тей и норм);

2) волюнтаристичность (связь с волей субъекта, обеспе­
чивающей некоторую независимость от окружающей среды);


3) знаковые механизмы регуляции.

В концепции Парсонса анализ действия предполагает два подхода: действие рассматривается как единичный акт и как система действия.

Действие как единичный акт связано с выделением
актора (деятеля) и среды, которая включает физичес­
кие объекты, культурные образы и других индивидов.

Действие как система рассматривается как откры­
тая система, поддерживающая обмен с внешней сре­
дой, существование которой связано с формировани­
ем соответствующих подсистем, обеспечивающих
выполнение ряда функций.

Выделяются следующие функции системы, каждой из которых соответствует определенная подсистема:

а) адаптивная функция, которой соответствует биоло­
гический организм;

б) личностная, которой соответствует усвоение ценно­
стей и норм;

в) социальная, то есть совокупность социальных ро­
лей (образцов поведения);

г) культурная, которой соответствуют усвоенные цели
и идеалы.

Показать, что такое социальное действие, можно практически на любом примере, в том числе и на том, как вы читаете этот текст. Чтение любого текста пред­ставляет собой определенную психическую и физиологи­ческую активность, которая не является предметом рас­смотрения социологии. Однако любой феномен действи­тельности представляет собой сложное, многогранное яв­ление, и есть множество различных точек зрения, с кото­рых он может быть рассмотрен.

Социальные аспекты такого простого действия, как чтение данного текста, заключаются в следующем:

1. Читая текст, вы испытываете определенные побужде­ния, имеете определенные мотивы. Возможно, это необхо­димость подготовки к сдаче экзамена, возможно, простое любопытство. Эту сторону можно рассмотреть как психо-

Социальное действие


Социальное действие

логическую. Однако русский философ М.М. Бахтин утверждал, что психология и социология - это две допол­няющие друг друга дисциплины, две стороны одной меда­ли. И действительно, мотивация, потребности не являются только психологическими категориями, поскольку за ними стоят ценности, закрепленные обществом. Не важно, по какой именно причине вы читаете этот текст. Важно, что за этим процессом стоят такие ценности, как знание или одобрение окружающих. В первом случае, если вы читаете ради любопытства, то вас интересуют знания; если же вы просто хотите подготовиться к экзамену, то вас, скорее всего, интересует поощрение в виде положительной оценки.

2. Вы знаете, что хорошо быть специалистом, свобод­
но владеющим определенными знаниями, и хорошо, ког­
да у человека получается то, что он делает. Эти ценности
вы получили в процессе социализации, в рамках первич­
ных групп (в семье, школе, при общении с друзьями).

3. Процессу чтения наверняка предшествовал другой
процесс - процесс принятия решения: к какому экзаме­
ну лучше готовиться? или, может быть, лучше отдохнуть?
И при принятии этого решения вы, несомненно, учиты­
вали социальные факторы, то есть возможные реакции
окружающих и последствия вашего выбора, просто пред­
ставления о том, что хорошо, а что плохо, и т.д.

4. Этот текст включв! в сложный процесс, поскольку
у чего есть адресат (то есть вы) и адресант (то есть автор).
Следовательно, данный процесс можно рассматривать как
обмен, который протекает между двумя (или более) ли­
цами, которые знают, чего они хотят, и понимают, что
делает другая сторона. Какие бы мотивы ни побуждали
автора, они будут понятны читателю.

5. За этим взаимодействием между автором и читате­
лем стоят гораздо более сложные структуры. Так, при
подготовке данного пособия автор стремился сделать его
в максимальной степени полным и в то же время не пере­
груженным. С одной стороны, существует социальный
институт образования, который определяет те правила,


по которым действуют все участники образовательного процесса. Благодаря этому данное пособие будет полез­ным не только в каком-то конкретном вузе, в котором преподает автор, а во всей стране, в которой торгует из­дательство, выпустившее данную книгу. И благодаря это­му автор не только удовлетворяет свою собственную по­требность в написании данной книги, но и выполняет нормы, по которым действует институт образования в нашем обществе, а также удовлетворяет потребности, которые имеются у читателей данной книги (а им необхо­димо сдавать зачет или экзамен, для чего нужно обла­дать определенным объемом знаний).

Как показал психоанализ, даже такие естественные и, казалось бы, целиком физиологические акты, как отправ­ление естественных потребностей, а также сексуальная ак­тивность строго регламентируются социальными норма­ми. Так, преждевременное или слишком грубое приучение ребенка к «правильной» дефекации может наложить су­щественный отпечаток на его личность, а именно, потреб­ность в постоянном контроле и потребность в своего рода постоянном безмолвном саботаже. 3. Фрейд заметил, что такие черты, как пунктуальность, чистоплотность, упрям­ство, склонность к сдерживанию и утаиванию, которые присущи некоторым типам личности, отражают сценарий, по которому происходит приучение к туалету.

Тот факт, что любое действие всегда совершается в рамках общества, имеет отношение к другой категории социологии - социальному взаимодействию. Именно из социальных действий, которые субъекты направляют друг на друга, складывается социальное взаимодействие. Следовательно, социальное действие представляет собой более простую категорию. Однако это не значит, что струк­тура действия проста.

С точки зрения структурного плана любое действие включает два обязательных элемента: субъект и объект (того, кто совершает действие, и того, на кого это действие направлено). В зависимости от типа действия субъект

Социальное действие


Социальное действие

действия может быть единичным (индивидуальным) и коллективным. Индивидуальный субъект является це­лостным и поэтому может выступать в качестве субъек­та. В этом качестве он вступает во взаимодействия с други­ми субъектами и общностями людей, причем его взаимодей­ствия могут быть как конструктивными, так и конфликт­ными. Однако он может быть и частью какой-то общности, с которой он будет отождествлять себя. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности (группы, организации). Будучи частью коллективного субъекта, ин­дивид выступает от его лица как в случае сотрудничества, так и в случае противостояния.

В функциональном аспекте выделяются этапы дей­ствия: во-первых, этап, на котором субъект ставит перед собой цель, и, во-вторых, этап, на котором он достигает (или пытается достичь) результата.

Способность ставить перед собой цели является важ­ной способностью, отличающей человеческую природу. Цель можно определить как образ процесса и результата, к которому должно привести действие.

Чтобы достичь цели, человеку нужны средства, пони­маемые очень широко, то есть предметы, способы дей­ствия, навыки и т. д. Отбор средств может подчиняться как рациональным, так и ценностным критериям, а так­же осуществляться на основе традиции.

В первом случае человек действует по принципу «хо­роши те средства, которые помогают достичь цели» (по М. Веберу, это целерациональный тип действия).

Во втором случае человек пытается определить, на­сколько хороши те средства, которые имеются в его рас­поряжении, не могут ли они принести вред другим лю­дям и т. п. В этом случае говорят о ценностно-рацио­нальном типе действий (этот термин также был предло­жен М. Вебером). Такие действия определяются тем, что субъект должен сделать.

В третьем случае человек будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Вебе-


ру, его действие будет традиционным. В данном случае его действие будет определяться нормой.

Наконец, человек может совершать действие и выби­рать средства под напором чувств. Такие действия Вебер называл аффективными.

Процесс реализации действия включает в себя несколь­ко важных составляющих, которые описывает «всеобщая функциональная формула действия»: потребности - их отражение в (коллективном) сознании, выработка идеаль­ных программ действия - их операционная реализация в ходе координируемой определенными средствами ак­тивности, создающая продукт, способный удовлетворить потребности субъектов и побуждающий новые потреб­ности.

В таком представлении есть насущная необходимость. Если бы наука не располагала им, мы не могли бы уви­деть за всем многообразием действий ничего общего. Сле­довательно, наука, в том числе и социология, просто не могли бы существовать, поскольку любая наука предпо­лагает описание общего в отвлечении от частного.

Контакт субъекта со средой своего существования порож­дает потребности - особое состояние субъекта, порожден­ное нуждой в средствах существования, объектах, необходи­мых для его жизни и развития, и выступающее источником активности субъекта. Существуют различные классифика­ции потребностей. Общими чертами всех классификаций является многообразие потребностей, а также поэтапный характер их удовлетворения. Так, подобно всякому живо­му существу, человек нуждается в пище и укрытии - это относится к физиологическим потребностям. Но столь же необходимы ему признание и самоутверждение - это явля­ется уже социальными потребностями.

К важным характеристикам субъекта действия отно­сятся также совокупный жизненный ресурс, уровень при­тязаний и ценностные ориентации. Совокупный жизнен­ный ресурс включает энергию, время, природные и со­циальные преимущества. Люди располагают разными

Социальное действие


Социальное действие

жизненными ресурсами в зависимости от своего социаль­ного положения. У индивидуальных или коллективных субъектов имеются разные наборы потребностей.

Уровень притязаний определяется социальным поло­жением и индивидуальными качествами субъекта: чем больше уровень притязаний, чем более сложные задачи будет ставить перед собой субъект, тем выше будет резуль­тат, на который он ориентируется в своих действиях.

Эти ориентации субъекта относительно какой-либо сферы жизнедеятельности выступают в качестве его цен­ностных ориентации, то есть способов, при помощи которых субъект различает ценность социальных явле­ний, распределяет их по степени значимости для себя. Такие ценностные ориентации являются отражением цен­ностей общества и постоянно коррелируют с ними.

Для описания отношения деятеля к социальному объек­ту используется также понятие интереса. Он может быть как осознанным, так и неосознанным. В узком значении интерес подразумевает такое отношение к действитель­ности, в котором важную роль играют эмоции. В широ­ком значении этого понятия учитывается состояние сре­ды, потребности субъекта, а также условия их удовлетво­рения. Интерес присущ не только индивидуальному, но и коллективному деятелю.

Потребногти, интересы и ценностные ориентации выс­тупают факторами мотивации действия, т.е. формиро­вания его мотивов как непосредственных побуждений к действию. Мотив - осознанное побуждение к действию, возникающее при осознании потребностей.

Будучи внутренним побуждением, мотив может быть противопоставлен стимулу как внешнему побуждению. Стимулы представляют собой дополнительные звенья между потребностью и мотивом, это материальные и мо­ральные поощрения определенных действий.

Можно выделить три основные группы мотивов:

1. Первая группа мотивов связана с социально-эконо­мическими аспектами существования индивида. Это:



а) мотивы обеспечения жизненных благ, б) мотивы призвания и в) мотивы престижа. Каждый из этих мотивов определяет тип поведения, который избирает ин­дивид: это может стремление к материальным выгодам, к определенному роду занятий и к положительной оцен­ке со стороны других людей.

2. Вторая группа мотивов предполагает реализацию
предписанных и усвоенных индивидом социальных
норм.

3. Третью группу составляют мотивы, связанные с
оптимизацией жизни. Здесь друг друга могут сменять
стремления к ускоренной социальной мобильности и пре­
одолению ролевого конфликта.

Любая деятельность предполагает множество мотивов, которые организованы иерархически. Это означает, что среди них всегда есть один доминирующий, который"про-тивопоставляется вторичным мотивам.

Социальное взаимодействие и социальное отношение

Социальное действие в рамках социологии может быть выделено как отдельный акт и таким образом стать еди­ницей анализа, однако крайне редко оно встречается как действительно самостоятельный акт. Социальное действие нельзя представить себе без социального взаимодействия.

Взаимодействие (интеракция) - это процесс воздей­ствия субъектов друг на друга, в котором каждое дей­ствие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое вза­имодействие предполагает по меньшей мере двух участ­ников - интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличитель­ной чертой которого является направленность на другого человека.

Социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь. Обратная связь предполагает наличие реакции, а следовательно, социальное взаимо­действие должно быть направлено на другого человека.

П. Сорокин выделил два обязательных условия соци­ального взаимодействия:

а) участники взаимодействия должны обладать пси­
хикой и органами чувств, то есть средствами, позволяю­
щими узнать, что чувствует другой человек, через его
действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.;

б) участники взаимодействия должны одинаковым об­
разом выражать свои чувства и мысли, то есть использо­
вать одни и те же символы для самовыражения.

Взаимодействие может рассматриваться как на микро­уровне, так и на макроуровне. Взаимодействие на мик­роуровне - это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллек­тива, студенческой группы, группы друзей и т.д. Взаимо­действие на макроуровне разворачивается в рамках со­циальных структур, институтов и даже общества в целом.


Социальное взаимодействие и социальное отношение

Взаимодействие на микроуровне человек строит с уче­том значимых других - людей (в том числе близких, родственников, но не только их), чье мнение о его по­ступках представляется ему ценным. Как правило, к зна­чимым другим можно отнести людей, воплощающих для деятеля авторитет, а также представителей его круга и людей, обладающих тем же положением в обществе.

Что касается типологии взаимодействий, то здесь мож­но предложить несколько самостоятельных классифика­ций. Так, выделяют три основных вида социального вза­имодействия:

1) вербальное, то есть словесное, взаимодействие;

2) физическое взаимодействие (передача того или ино­
го предмета, рукопожатие, похлопывание по плечу, по­
целуй);

3) невербальное взаимодействие, которое включает
использование жестов, мимики.

Однако не стоит отождествлять взаимодействие с об­щением, коммуникацией. Это понятие гораздо более ши­рокое, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами. И дей­ствительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщить друг другу иными средства­ми, однако уже один тот факт, что один может наблю­дать за действиями другого, и другой знает об этом, дела­ет любую их активность социальным взаимодействием. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя хотя бы немного иначе, чем человек, который нахо­дится в обществе других людей.

Кроме того, можно выделить 1) опосредованные и 2) не­посредственные взаимодействия. Непосредственные вза­имодействия имеют место тогда, когда индивиды взаимо­действуют лицом к лицу, находятся в непосредственном контакте, что предполагает возможность очень тесных свя­зей и использования сразу нескольких каналов коммуни­кации (вербальных, невербальных, физических взаимодей­ствий), которые характеризуют общение лицом к лицу, а

Социальное взаимодействие и социальное отношение

также активный двусторонний обмен мнениями и оценка­ми. В качестве примера непосредственного взаимодействия можно привести любое общение, в том числе и более фор­мализованное, чем обычная беседа друзей, например, об­щение продавца и покупателя, учителя и ученика.

Опосредованным считается взаимодействие, при ко­тором таких возможностей не обнаруживается, а возмож­ность обратной связи ограничена. Опосредованное взаи­модействие всегда происходит при помощи какого-то осо­бого, искусственного канала коммуникации, например, печатного текста, телевидения и т. п. Поэтому опосредо­ванным будет общение президента с гражданами страны, писателя с читателями и т. д.

Типы взаимодействия могут быть выделены в соответ­ствии с разделением жизни общества на сферы. В этом случае говорят об:

1) экономическом взаимодействии;

2) политическом взаимодействии;

3) религиозном взаимодействии;

4) семейном взаимодействии;

5) трудовом взаимодействии и т.д.

Наконец, типы взаимодействия могут быть выделены и на основании системы ролей и статусов.

Взаимодействие всегда носит конкретный характер. Это означает, что с точки зрения данного понятия существен­но, что именно сделал один индивид и как отреагировал на это другой. Очевидно, что если немного отстраниться от данного процесса, то станет ясно, что такие взаимо­действия в целом имеют несколько хаотичный, неупоря­доченный, нерегулярный, случайный характер.

Однако со временем любые взаимодействия могут пре­вратиться и в социальные отношения. Социальные от­ношения - это взаимодействия, которые в той или иной степени осознаются индивидами как повторяющиеся, а следовательно, устойчивые.

Существует два основных (не исключающих друг дру­га) понимания социальных отношений.


Социальное взаимодействие и социальное отношение

1. Как правило, говоря о социальных отношениях,
имеют в виду содержательно определенные и в большей
или меньшей мере регламентированные (постоянные или
временные) связи между людьми, например, любовь, не­
нависть, обмен и т.д.

2. Кроме того, социальными отношениями называют
также связи, которые возникают между индивидами в
процессе взаимодействия социальных групп, общностей
и институтов.

£ Теории социального взаимодействия

Теория обмена. Теория обмена была создана Джорд­жем Хомансом на основе психологической концепции бихевиоризма. Основным положением бихевиоризма яв­ляется следующее: чем чаще вознаграждается то или иное поведение человека, тем чаще человек будет воспроизво­дить это поведение.

Согласно теории обмена, поведение человека обусловле­но ожидаемым результатом, а именно, вознаграждением, которое он ожидает получить. Эта теория в целом явля­ется социологическим применением разработанного в пси­хологии бихевиористского подхода к объяснению челове­ческих поступков. Основатель бихевиоризма Ф. Скиннер полагал, что любые человеческие поступки можно объяс­нить при помощи схемы «стимул - реакция».

Хоманс выделил четыре принципа социального обмена:

1) чем больше вознаграждение за определенный тип
поведения, тем чаще это поведение будет повторяться;

2) если вознаграждение зависит от каких-то условий,
то человек "будет стремиться воспроизвести эти условия,
чтобы получить вознаграждение;

3) если вознаграждение с точки зрения человека вели­
ко, то он будет готов затратить усилия на преодоление
препятствий, чтобы получить вознаграждение;

4) если человек удовлетворил (или почти удовлетво­
рил) свои потребности, то его стремление к получению
вознаграждения будет уменьшаться.

Теория Хоманса позволяет анализировать практически любые взаимодействия и делает их во многом предсказуе­мыми. В то же время в ней есть противоречия. Харриет Цукерман показала, что ученые, получившие Нобелевскую премию, начинают работать менее активно. По мнению Цукерман, этот факт указывает на то, что слишком боль­шое вознаграждение приводит к потере интереса к деятель­ности. Однако, скорее всего, этот факт просто указывает на противоречие между 1-м и 4-м принципами.


Теории социального взаимодействия

Хоманс сформулировал и другие принципы, которые также могут применяться при анализе социального вза­имодействия. В частности, он предложил «принцип наи­меньшей заинтересованности», в соответствии с которым участник взаимодействия, наименее в нем заинтересован­ный, получает право диктовать формы данного взаимо­действия.

Согласно «принципу дистрибутивной справедливости», любое отношение обмена предполагает стремление к про­порциональной награде его участникам (то есть награде в соответствии с затраченными усилиями). При помощи этого принципа Хоманс объяснял возникновение соци­ального неравенства.

Символический интеракционизм. Теория социально­го взаимодействия, предложенная символическими ин-теракционистами, прежде всего Дж. Г. Мидом, Г. Блуме-ром и др., вносит коррективы в теорию обмена Хоманса. С точки зрения символического интеракционизма, дей­ствие не может быть сведено к цепочке «стимул - реак­ция», поскольку человек должен интерпретировать сти­мул, прежде чем реагировать на него. Выражаясь про­ще, для объяснения человеческой деятельности стимула недостаточно, так как человек в большинстве случаев более или менее сознательно принимает решение о том, как ему реагировать на стимул.

Следовательно, между стимулом и реакцией должен располагаться символ. Прежде всего под символом име­ются в виду языковые знаки, хотя этим значение данно­го слова не ограничивается. Символом является практи­чески любая вещь, любое явление, то есть все то, чему мы придаем какое-то значение. Например, выражение лица, поступки всегда интерпретируются в процессе вза­имодействия: нам нужно понять, чего хочет человек, что он испытывает, какие намерения имеет и т. д. Без этого взаимодействие невозможно.

С точки зрения символического интеракционизма че­ловеческое общество состоит из индивидов, которые об-

Теории социального взаимодействия


Теории социального взаимодействия

ладают «личностным Я». Эти индивиды сами формиру­ют значения; следовательно, индивидуальное действие - это не просто совершение действия, но и конструирова­ние определенного смысла. С этой точки зрения форми­рование значений оказывается набором действий, в ходе которых индивид замечает предмет, соотносит его со сво­ими ценностями, придает ему значение и на основе дан­ного значения принимает решение о том, как он будет действовать.

Данная схема может быть распространена как на не­одушевленные объекты, так и на других людей. Следова­тельно, истолкование действий другого - определение для себя значений, которые несут на себе те или иные действия окружающих.

Дж. Г. Мид различал значимые и незначимые жесты. Незначимые жесты - это рефлексы, то есть движения, которые человек совершает непроизвольно. Например, если кто-то закроет лицо руками, мы можем предполо­жить, что этому человеку стыдно. Сам по себе жест будет непроизвольным, но для наблюдателя он будет наполнен смыслом, а следовательно, станет значимым жестом, или, шире, символом.

Этнометодология. Данный подход был разработан Г. Гарфинкелем. С его точки зрения, взаимодействия меж­ду людьми регулируются правилами, которые люди при­нимают на веру. Такие правила обычно не выдерживают проверки, так как нарушаются в действительности слиш­ком часто. Тем не менее индивиды постоянно прибегают к ним. Так, например, приходя в гости, принято не воро­вать вещи из дома, а потому и хозяин будет вести себя так, как будто этого не может произойти - даже если он знает, что такое случается.

Драматургическая теория И. Гоффмана. Свою тео­рию Гоффман строит на понятии «управления впечатле­ниями». По его мнению, люди заинтересованы в том, что­бы другие относились к ним хорошо, а потому сами со­здают ситуации, в которых они могут произвести хоро-


шее впечатление на окружающих. Поскольку в этом слу­чае деятель напоминает актера, который разыгрывает перед окружающими («зрителями») определенную роль, а сама его деятельность оказывается своего рода театраль­ным представлением, теория Гоффмана была названа дра­матургическим подходом. Элементарным примером мо­жет служить намеренное опоздание на вечеринку или мероприятие: опоздавший может стремиться таким обра­зом оказаться в центре внимания; если же опаздывает значимая персона, то ее действие может быть направлено на подкрепление впечатления о ее значимости.